Сравниваем технологии DLP и LCD проекторов. До винтика: мультимедийные проекторы на основе технологии DLP Что лучше лед или длп проекторы

Приветствую всех дорогих читателей, сегодня на обзоре у нас маленький, да удаленький проектор HTP DLP-800W. Данный проектор относится к среднебюджетной категории и предназначен для использования не только в домашних целях. Заряженный проектор способен похвастаться в отличным качество изображения в разрешении FULL HD, наличием встроенного Android версии 4.4, обширным количеством портов и скоростным модулем Wi-Fi поддерживающий не только частоту 2.4G, но и 5G.

Паспортные характеристики

Проектор оснащен DMD LCD Panel с установленной 0,45 дюймовой светодиодной лампой, выдающих 500 ISO Lumens.
Срок службы лампы составляет 30000 часов, как заверяет производитель.
Контрастность составляет 10000:1
Проекционное расстояние от 0,25 до 3 метров.
Разрешение: 1280 * 800, поддерживает 1080p.
Размеры: 163 * 110 * 37мм
Вес: 700g
Операционная система Android 4.4
Процессор: 1.2 ГГц 4 ядра ARM Cortex A7
Оперативная память: 1ГБ DDR3
GPU: Mali-450MP2 с поддержкой цифрового 3D
Поддержка версии bluetooth 4.0
TV-тюнер: есть
Выходы: аудио mini jack
Входы: VGA, HDMI, стерео AUX для 3 RCA, RJ-45, 2x USB V2.0, карточка Micro SD
Масштаб экрана: 4:3 / 16:9
Два внутренних динамика по 1 ватт

Внешний вид и комплектация:

Проектор приезжает в черной картонной коробке (265*205*55мм) на лицевой стороне которого красуется три заглавные буквы DLP, дополнительная информация находится на одной из боковых сторон, в ней говориться о версии нашего устройства и цвете.


Внутри нас ожидает два отделения, в одном из которых находится сам проектор, а в другом все нужные провода с пультом управления и гарантийный талон с инструкцией.


В общий комплект поставки входят:

Проектор
- Пульт
- Блок питания
- Провод HDMI
- Провод VGA
- Стерео AUX для 3 RCA
- Антенна для просмотра ТВ
- Инструкция по эксплуатации

Комплект богатый и это не может не радовать конечного потребителя.

Внешний вид тоже радует глаз, так как проектор получился компактным, а значит его удобно будет перевозить, да и места в доме он занимать будет гораздо меньше. Проектор выполнен из глянцевого пластика, на выбор предоставляются два цвета, белый и черный. Сверху находится функциональная сенсорная панель управления, c цветовым индикатором состояния устройства.


Слева расположилось колесо регулировки фокуса, а справа разъем питания с картой Micro SD.


На тыльной стороне проектора расположился полноценный HDMI, два разъема USB 2.0, порт для подключения проводного ethernet кабеля(RJ-45), TV-тюнер, вход для VGA кабеля, аудиоразъем RCA и вход для 3,5 мм jack’а для наушников.


Проектор стоит на пяти прорезиненных ножках, обеспечив хорошую фиксацию почти на любой поверхности, центральная из которых откручивается для более четной подстройки по высоте. Также присутствует специальное крепление для штатива 6 мм.


Пульт

Корпус пульта изготовлен из глянцевого пластика, благодаря небольшим размерам он удобно лежит в руке. Кнопки изготовлены из приятного прорезиненного материала, однако подсветка кнопок отсутствует, но ввиду приличного расстояния между ними, тактильно ощутить каждую кнопку не составляет труда. Работает пульт от 2 батареек AAA типа и оснащён красным индикатором, который загорается при нажатии. Пульт выглядит минималистично, но все нужные клавиши на нем присутствуют.

Использование

Проектор может использоваться как полноценный домашний телевизор в режиме ATV, данная модель достойно показывает себя при источнике света, однако стоит понимать, что при лучшей затемненности вы получите лучшее качество цвета. Проектор HTP DLP-800W прекрасно подойдет для домашнего просмотра вечером в кругу семьи и не только, применение данной модели довольно обширно.


(при полуосвещении)


(при отсутствии света)


(при максимальном количестве света)

DLP-800W спокойно можно использовать в качестве внешнего монитора, однако в динамических играх была замечена небольшая задержка, которая критично может сказаться на игровом процессе, но при обычных задачах такой задержки не видно обычным глазом, работа с текстом не доставляет неудобств, края не замыливаются и текст видно идеально.


Наличие встроенного Android позволяет скачивать различные приложения и игры из play market, выходить в интернет и подключать беспроводную периферию. Присутствует возможность масштабирования экрана и вывода информации с телефонов или планшетов по bluetooth, благодаря встроенной функции AirPlay и Miracast, а также поддерживает воспроизведение всех популярных форматов видео.


Данная версия Android прекрасно оптимизирована для данного проектора, за все время использования проблем замечено не было.

Качество

Проектор прекрасно проигрывает любой видео формат в расширении Full HD, проблем с цветокоррекцией не обнаружилось, но при желании всегда можно заглянуть в настройки и подкрутить параметры цвета под себя. Фокусное расстояние проекции от 0,25 до 3 метров. Фокус изображения настраивается вручную. При дневном освещении цвет немного тускнеет, все-таки перед нами не профессиональный проектор, а среднебюджетная рабочая машина, которая прекрасно подойдет как для презентаций на работе, так и для уютного вечера.

Итог

Проектор DLP-800W – идеальное решение для среднебюджетной категории проекторов

Из достоинств этого проектора наличие встроенных динамиков, вшитый Android, возможность подключать беспроводные устройства (такие как мышь, колонку, клавиатуру), поддержка почти всех видео и аудио форматов, отличное качество и насыщенности картинки, малогабаритность устройства, просмотр фильмов и нужной информации через браузер, возможность использовать проектор в светлое время суток.

Купить проектор HTP DLP-800W в компании 2Emarket с гарантией 1,5 года + доставка по Москве в день заказа.

Давно мечтал о проекторе. Только сейчас полностью созрел. Критерии были такие - максимальное разрешение, максимальная яркость и при этом за нормальные деньги.
Поэтому искал минимум HD разрешение, а сравнивая LCD и DLP решил все же остановиться на втором - все таки яркость здесь повыше, и приятный бонус - 3D.
Выбрал один из самых бюджетных этой ценовой категории. В целом гаджетом остался доволен, но некоторые нюансы все же огорчили.

Итак пропущу всю воду с описанием всех возможных технологий у проекторов, их можно предостаточно прочитать у авторов 18-пунктовых обзоров.

Муки покупки и ожидания

В обзоре я указал ссылку на aliexpress, но купил я их на JD. А так как на JD его больше нет, то я взял ссылку из рекомендованных продавцов в теме этого проектора на 4pda(к концу написания обзора купил другу по этой ссылке за 338$ минус 10$ с купоном продавца, 30$ купон для мобильного приложения и минус кешбек 33$ - итого чистая стоимость 265$ ).
Итак проектор был приобретен сразу с 3 парами 3d-очков, через пару дней получил трек-номер и счастливый ждал, каждый день обновляя статус в трекере.
Когда за неделю трек не показал ни единого статуса, я занервничал и начал дергать китайца - тот мне сказал что это нормально, типа ждите, скоро появится.
Еще неделю я ждал безрезультатно. До этого у меня уже был опыт покупки в JD - тогда мне тоже дали трек, который только засветился как зарегистрированный, и больше ничего, я долго их доставал, пока вдруг не обнаружил на почте посылочку которую жду, но со всем левым треком. А через день мне они этот трек сами прислали.
Поэтому и с проектором на второй неделе я начал требовать, что б они напряглись и нашли правильный трек. После чего получил сообщение, что оказывается их курьер вез мою посылку и случайно ее поломал, поэтому отправить ее теперь мне не могут. Говорю - ОК, ноупроблем, сенд ит эгейн. А мне в ответ сообщают, что это будет стоит 50 баксов. От такой наглости я приофигел, и сказал что мне будет проще вернуть бабло и купить по новой. Продавец сказал что это будет лучший выход, типа пиши в саппорт, и отменяй заказ, а потом делай заказ по новой.
Я так и не понял в чем тут хитрость, и почему они не могли просто еще раз отправить, но у меня на палке как раз осталось чуток денег, и я решил сделать заказ еще раз до того как разберусь полностью с их саппортом, что б не терять время. Но на очки уже не хватало и заказал только сам проектор. Не говорите что я извращенец - на то были причины, тем более что новый трек достаточно быстро отметился на почте и поехал знакомой дорожкой из Китая.
А история с первым проектором растянулась у меня еще на недельки две, с учетом того как быстро отвечает саппорт. Они были полностью согласны закрыть мой заказ, и вернуть деньги, но для этого я сначала должен быть указать что заказ мною получен и претензий я не имею. Типа процедура такая… Я конечно был таким смелым в покупках, потому что уже хорошо знаком с paypal и их защитой покупателя, но эти действия ставили под сомнения любые дальнейшие разборки с paypal в случае чего. Поэтому когда я не смог договориться с саппортом, я просто полез в paypal и открыл диспут там.
Деньги мне, понятное дело вернули, но вместе с этим почему-то заблокировали мой аккаунт на JD(видать им не понравился мой финт в обход их саппорта), или может просто удалили меня с сайта, потому что зайти под своим мылом и паролем я больше не мог, и на попытку восстановить пароль мне приходил ответ что такого email на сайте нет. Но при этом на компьютере, где я был уже залогинен, я спокойно мог дальше просматривать свои заказы, общаться с продавцами и т.д. Ну да ладно, палка меня в обиду не даст.
В итоге я получил свой проектор и решил на JD больше ни ногой!

Итак приехала ко мне моя долгожданная коробочка. Любителей наблюдать за процессом распаковки должен разочаровать - желтых бумажных пузырчатых пакетиков и коробочек в желтом китайском скотче я не фоткал - не понимаю этот фетиш.
А вот сама упаковка поразила своей компактностью. Когда я ходил к другу сравнить свой проектор с его ламповым, он очень удивился компактным размерам китайца, а когда узнал что это не сам проектор, а коробка с проектором, то удивился еще больше.

Внутри коробки было два отделения, в одном само устройство. В другом все аксессуары - БП, пульт, шнурочки, антенна…

Вот собственно все содержимое:

Блок питания имеет странную какую-то вилку, и на первых этапах для теста использовал переходник. Но благодаря тому что к БП шнурок подключается стандартным разъемом, как у привычных нам компьютерных БП, после 10 минут копания в коробках на балконе, я нашел несколько таких шнурков уже с нашей человеческой вилкой, и спокойно пользовался им как нормальный белый человек.

Пульт по сути минимален - позволяет бродить по меню андроида, корректировать трапецию, включать 3D и прочее не столь важное. Кстати для обзора решил наделать скринов, перепробовал все программы для этого - ни одна не работала. А как дошел до описания пульта, так сразу увидел кнопочку принтскрина. :) А так пару часов мучился… Я больше привык к airmouse поэтому этот пульт забросил на полку и забыл о нем. Питается пульт от двух ААА.

Теперь подробнее о самом проекторе. Сверху расположены сенсорные кнопки, повторяющие основные элементы управления + кнопочка выбора источника.

После прикосновения к ним, они загораются синим цветом. Вкл/выкл - зеленым/красным показывая состояние. Через время гаснут, остается светить только power. Светят не сильно ярко, смотреть не мешают(у моего ТВ бокса лампочка power освещает пол комнаты).

Спереди собственно линза проектора и один из радиаторов охлаждения.

Слева - еще один радиатор и ползунок регулировки фокуса. Это первое что меня бесит в нем - ход ползунка очень маленький, и движется он не совсем плавно. И иногда приходится по пару раз туда сюда его гонят, а то вроде хочешь совсем чуть-чуть подправить фокус, для этого по сути надо сдвинуть ползунок где-то на пол миллиметра-миллиметр, начинаешь пальцем давить, а он бац, и прыгнул дальше…

Справа вход для БП, динамик и кардридер для microSD.

Сзади расположены основные разъемы: hdmi, USB2.0, USB3.0, LAN, VGA разъем, аналоговый и миниджек для звука.

Снизу имеется стандартная резьба для крепления на трипод. А так же отверстие с куллером для охлаждения, поэтому в идеале конечно бы полностью не перекрывать эту дырку.

Весь проектора уже вместе с антенной wifi:

Характеристики аппаратика:
Система проектора: DLP Собственное разрешение: 1280 * 800, поддерживает 1080p Яркость: 3000 лм Контрастность: 10000: 1 Операционная система: Android 4.4 3D: Да, с поддержкой цифрового 3D, Blue-Ray 3D Процессор: ARM Cortex A7 четырехъядерный процессор DRAM: 512M DDR3 GPU: Мощный Многоядерный Mali-450MP2 Ручная фокусировка EMMC: 4G Bluetooth: V 4.0 WIFI: IEEE 802.lla / B / G / N (2.4G / 5G) RGB LED 30000 часов Размер изображения: 20-115inch Keystone: ± 40 градусов Интерфейсы: HDMI / PC-RGB / AV / USB / аудио выход / Micro SD / TXT Размеры: 163 * 110 * 37мм Вес: 445g

Андроид

Итак если вы решили пользоваться родной оболочкой, то сразу после включения вас ждет такая вот метро-подобная оболочка с плиточками. Приложения настраиваются и можно заменить на удобные себе.

Собственно в остальном обычный Андроид 4.4, кроме что отдельных настроек для проектора

Здесь можно включить автоматическую подстройку трапеции благодаря гироскопу, а так же настроить вручную. Я предпочитаю выключать автоматическую, а то она бывает сбивает то что сам вручную настроил просто при попытке чуть поднять/опустить кадр.
Для тех кто планирует подвесить на потолок, можно перевернуть картинку.
Так же есть зум, но вы должны понимать, что зум не оптический, а он просто уменьшает само изображение, теряя его разрешение.
Первый пункт - это отдельное подменю, где можно настроить цвета под себя. Я пока не нашел каких-то своих хороших параметров, поэтому пользуюсь пока стандартными.

На фоне этих настроек в проекторе еще крутиться анимашка с прибоем, что б меняя настройки цвета, вы могли видеть как меняется картинка, но почему-то скриншот ее не захватил.

Я серьезно производительность не проверял, но тем, для кого-то это все же имеет значение, решил установить Антуту.
Приложение запустилось наверное раза с 3-4



Вроде по параметрам неплохая конфигурация, и со своими основными функциями справляется - проигрывает 1080р как с флешки, так и стримом с интернета.
Но на этом хорошие стороны оболочки заканчиваются, потому что если вы решите кроме просмотра кино заняться еще чем-то, то можете разочароваться - так например после октрытия всего пары страничек в браузере, смотреть кино становится уже нереально - лаги появляются даже на 720р. Причем лагает не только кино, а лагает все, в эти моменты даже мышка иногда подвисает на доли секунд.
Возможно это из-за небольшого количества оперативной памяти(с запущенным приложением антуту остается чуть больше 100 мегабайт).

Тем кому понятнее мощность железа в попугаях, я запустил тест. Тест запустился тоже раза с 3го.

Кроме того в системе есть ВТ - можно подключить беспроводные динамики или наушники, а так же WIFI поддерживает два диапазона - 2,4GHz и 5GHz. Скорость на обоих стандартах близкая, и где-то на уровне показателей показателей других устройств в комнате. Скрины не вижу смысла прилагать, так как она зависит от многих факторов, не касающихся самого проектора.

Еще одна больная мозоль аппаратика - это звук . Да, там вроде есть парочка динамиков, типа стерео. Но реально проще считать что звука тут нет совсем.
Он не просто плохой, он ужасен! Очень тихий, хрипучий… не в состоянии даже перекричать куллер на некоторых режимах работы. Я со старта подключал БТ-колонку - результат просто несравним.
Сейчас же подключил 5.1 аудиосистему в стереовыход в режиме PROLOGIC(разделение стерео на все каналы) - смотреть стало совсем интереснее.
Как смогу победить лень, подключу в hdmi свой ТВ-бокс, который сейчас служит в телевизоре. А там уже есть нормальный цифровой выход звука. Пока хватает и этого.

Теперь к самому главному - к проектору .

Начну с того что в проекторе три режима работы: экономный, сбалансированный и максимальной яркости.
Со старта я начал работать с экономным режимом - я не видел большой разницы со вторым вариантом, зато куллера не слышно было практически совсем.
Во втором режиме яркость немного прибавлялась, но при этом увеличивался звук охлаждения(где-то на уровне охлаждения ноутбука во время нагрузки), и цвета становились более теплыми выразительными, может даже через чур.
Третий режим вообще шумел очень громко, яркость хоть и прибавлялась где-то, но при этом с цветами случалась какая-то фигня - цветные переходы становились не такими плавными, как буд-то количество цветов уменьшалось в разы.

Так что на старте я пользовался экономным режимом.
Итак только распаковал, сразу решил куда-то на стену картинку вывести.

Совсем белых стен не нашел, поэтому вывел просто на самую светлую.

Поэтому следующим шагом был экран . В тот момент я недооценил этот вопрос.
Почему-то все упускают этот момент, но как показывает практика экран - очень важная составляющая.
Поэтому мой первый экран был самый простой недорогой вариант, который мне подходил по размеру. Это было обычное полотно на люверсах в чехле.



Не придумал ничего лучшего, чем повесить экран на карниз. Как не старался, растянуть ровно не получалось. Решил пробовать в таком виде.
На светлой картинге совсем все грустно было, видно каждый перегиб и неровность


На более темной картинке огрехи экрана видно меньше, но все равно удовольствия от просмотра мало - кроме неровностей, еще и яркость сильно терялась(часть света просачивалась через него).

Я сильно разочаровался в устройстве и уже начал думать как бы его продать. Я не понимал, как народ хвалит более дешевые проекторы, если даже такой показывает убого.
Но почитав немного форум, прочитал что плохой экран портит все впечатление о проекторе. Поэтому я решил не спешить с продажей, а полностью занял поиском недорого но хорошего экрана. Я почти месяц мониторил все доски объявлений, и уже думал покупать просто неплохой скручивающийся экран, как случайно увидел в продаже полностью новый Elite Screens M100HSR-PRO за пол цены. Я даже решил что это какой-то кидала, но все же рискнул… и в итоге обзавелся обалденным экранчиком:


Экран имеет размер 100" с пропорциями 16:10, шириной 2,3м, яркие черные границы. И что самое важное - коэффициент отражения 1,1 единиц, что очень хорошо для проекторов, у которых недостаточно яркости.
С размещением проектора не все так просто - на потолке мешала лампа, поэтому проектор я сделал мобильным, прикрепив на трипод от фотоаппарата. Это очень удобно - легко подстраивать углы, легко ровнять по высоте и по-горизонтали.


Для диагонали 100" проектор расположил на расстоянии около 3х метров.

В итоге картинка получилась такая:


Мне результат уже нравился, но в фильмах все равно не хватало яркости немного, поэтому я решил переключить с экономного на сбалансированный, яркости стало немного больше, звук охлаждения чуть больше, но при просмотре фильма он практически не заметен. Зато цвета стали более насыщенными, может даже слишком:

Пиксели более-менее различимы с расстояния около 30 см:



Кино выглядит на экране так:



Вы наверное заметили, что видео имеет полосы не только сверху и снизу, как обычно бывает в киношном формате, но еще и слева отступ. Объясняется все просто - нативное разрешение проектора имеет пропорции не совпадающие с 16:10, и если проецировать без обрезания краев, то картинка в полном своем размере выглядит так:


Если кому-то видно не очень хорошо, эта же картинка только с включенным светом:

Но тут есть еще один подвох.
Те кто внимательно читал данные в антуту, мог заметить, что разрешение в системе 1280*720, а оно уже растягивается до 1280*800. Возможно не каждый глаз это заметит сразу, но взяв рулетку и замерив диаметры круга на картинке по вертикали и горизонтали, я понял что это не круг, а эллипс, и вот здесь помогла настройка зума в настройках проектора. Методом подбора, перемеривая круг после каждого шага, я подобрал наиболее правильные настройки зума:

В итоге картинка стала такой:


Она же при освещении:


А если проектор еще отодвинуть, изображение красиво ложится в пропорции экрана. Хотя мы и теряем полезные 40 строчек пикселей сверху и снизу.

Теперь по поводу самого главного вопроса у проектора - яркость .
У меня до проектора был куплен LED телевизор 42" с разрешением 1080р. Если сравнивать картинку на телевизоре и у проектора на 100", то не смотря на меньшее разрешение, картинка у проектора даже более приятная - мягкая, киношная. Но вот недостаток яркости заметен сразу, но если не сравнивать с телевизором, то не сильно и замечается.

Что б вы немного понимали разницу спроецировал картинку над телевизором:


Я пробовал сфокусироваться на картинке телевизора, но даже при этом получился сильный пересвет в телике, и очень темная картинка в изображении проектора.
Если сфокусироваться на изображении проектора, то картинка уже не настолько темная, и вполне смотрибельна, но разница в якости ощутима.

Логично что первое на что все начнут обращать внимание при покупке, это яркость… Только вот в характеристиках всех проекторов фигурируют какие-то абстрактные единицы - 3000 Люмен, или 400-500 ANSI люмен. Что это за цифры, и как в них ориентироваться?

Для начала скажу что всю прошлую неделю мы с другом лазили по магазинам продающим проекторы и сравнивали картинку(ему очень понравилась картинка, и он захотел себе такой же), так вот у всех китайских DLP LED проекторов этого разрешения яркость не сильно отличается.
А люмены китайцы свои считают мало того что на кратковременной максимальной предельной работе светодиодов, так еще и они корректируют данные с учетом того, как этот свет воспринимает человеческий глаз. А так как человеческий воспринимает свет светодиодов ярче чем обычных ламп, то реальные замеры увеличивают на этот коэффициент.
Так вот 3000 люмен считают просто - в проекторе используются 3 светодиода, если каждый в заявленных характеристиках имеет 1000 китайских люменов, то 3 штуки значит в три раза больше. Мало того что математика очень странная, так еще и никто не учитывает потери на матрице и линзах, в LCD проекторах потери могут достигать 85%. Более честная цифра вроде ANSI люмены, хотя откуда китайцы берут эти цифры тоже сложно сказать.

Я не имею у себя каких-то измерительных приборов, поэтому воспользуюсь исследованиями пользователя регион 63 с форума 4pda, где он подробно изучил реальные люмены, сравнив данные с трех проекторов: обозреваемый LED9, брендовый DLP проектор BenQ MW519(паспортная яркость 2800 люмен) и UNIC UC50(по паспорту 800, но пишут что честных 50 ANSI).
Если мерить только самый яркий режим, а именно белый цвет, то брендовый конечно уделает китайца по полной, так как бренды используют лампу в белом спектре и в диске для белого цвета есть отдельный пробел. Китайские же проекторы формируют белый цвет совмещая три цвета RGB.
Поэтому замеры яркости были сделаны на палитре:


Получившаяся таблица(от 1 до 7 - порядковый номер цвета)


Так что если откинуть неадекватный третий режим, то в целом у обозреваемого проектора максимум 170 Люмен.

Многие говорят что этого хватает за глаза, но я все же считаю, что максимальное удовольствие от просмотра можно получить только в полностью затемненной комнате. Поэтому пока сейчас пока я стараюсь смотреть кино на проекторе только в темное время суток, благо темнеть уже начинает после 18:00.

Из остальных нюансов проектора - фокусировка, и эффект радуги.
С фокусировкой тут не ахти как - мало того что колесико фокусировки гемморойное, так еще и нельзя добиться хорошей фокусировки по всему кадру - я обычно настраиваю по середине, на краях при этом уже немного мылит.
А вот про эффект радуги у DLP я узнал уже после покупки и использования проектора, здесь на сайте в комментариях других обзоров. А так же на прошлой неделе, когда ходил и изучал другие проекторы с другом. У ламповых DLP проекторов радугу поймать очень легко - просто возьмите карандаш, и помашите перед экраном - увидите за карандашом разноцветный след. В DLP проекторов на светодиодах этот эффект поймать очень сложно - для этого на черном фоне надо разместить какой-то светлый объект, например белый указатель мышки, и смотря на него начать быстро мигать глазами и мотать головой в стороны - иногда за указателем мыши проскакивает та же самая радуга.

А теперь о том, о чем почему-то постоянно молчат все обзорщики - 3D .

Итак, приняв для себя изображение на проекторе вполне смотрибельным, я решил обзавестись и 3d очками. Купил сразу для всей семьи, с запасом на случай если гости придут.


Для DLP проекторов используются не обычные пассивные очки с поляризованными стеклами, а активные, затворные - очки синхронизируются с проектором по ИК порту и поочередно закрывают то левый то правый глаз. Конечно с учетом высокой частоты кадров мы эти мигания не замечаем, и как бы видим две разные картинки.


В коробочке кроме самих очков и тряпочки для их протирания есть еще и usb провод - очки имеют встроенный аккумулятор, который нужно подзаряжать. Судя по инструкции, одного заряда хватает на 6 часов непрерывного просмотра.

Ну что ж, теперь о самом просмотре.
Для просмотра в 3d не подойдут сине/красные фильмы, нужные нам фильмы называют стереопарой - на одном кадре или горизонтально или вертикально расположены два кадра - для левого и правого глаза.


Кто помнит когда-то популярные стереокартинки, может прямо сейчас совместить два изображения и увидеть как выглядит 3d.

В моем телевизоре тоже есть 3d и там нужно выбрать какого типа у вас 3d.
В проекторе же достаточно нажать кнопочку 3D на пульте и он определяет автоматически формат видео. Точнее я бы сказал «пробует определить», потому что получается у него это обычно раза с 3-4.

Очки включаем когда уже запущено 3d видео и очки сами автоматически синхронизируются, если объема не видно, можно кнопкой на пульте L/R поменять местами кадры. Поменять кадры можно и на самих очках кнопочкой. Правда если вдруг во время воспроизведения 3d режим вдруг отвалится(такое редко, но случается) то после включения 3d кадры менять надо опять, что на пульте в проекторе, что на очках(синхронизируются по новой).
Когда-то, когда я только выбирал себе телевизор, я сравнил в работе пассивную и активную технологию - так вот тогда от активных очков у меня уже через минут 5 начинали болеть глаза, мне кажется я даже замечал это мигание очков. С проектором я не чувствовал усталости даже после полностью просмотренного фильма. Правда после длительного просмотра фильма как раз и вылез так любимый эффект радуги - как только я снял очки, то где-то в течении минут 5 я видел эффект радуги на всем, на что попадал свет от проектора.

Во время просмотра 3d видео процессор нагружается так сильно, что сам андроид практически полностью висит. Иногда нажав на паузу, приходится ждать секунд 10-15, пока система отозвется. А если попытаться подергать мышкой, то мышка точно так же висит 10-15 секунд, потом на такое же время отмирает, и опять зависает.

Теперь о грустном - самое больное место китайских LED проекторов, яркость, режется очками раза в 2. В итоге хоть картинка и хорошая, объемная, а благодаря размеру экрана она и еще и хорошо воспринимается, но яркости так мало, что приходится постоянно напрягать глаза, всматриваться… в общем удовольствия от просмотра мало.
Я пытался накрутить брайтнес больше, но в итоге только пересвет на самом изображении, но при этом картинка такая же темная.
Так что скорее всего все очки просто продам. Сильно пожалел, что накупил так много.

Заключение:
Аппаратик за свои деньги бомбезный, хоть и есть некоторые недостатки, но после пhосмотра фильмов на большом экране, 42" экран телевизора кажется маленьким иллюминатором.
Обязательно кроме покупки проектора изучите и вопрос экрана к нему, иначе можете сильно испортить себе впечатление. Чем выше коэффициент светоотдачи - тем лучше.
На Андроид не сильно рассчитывайте, а про наличие звука в нем можете вообще забыть - выводите звук на внешние колонки.
Из трех режимов последний - практически бесполезный, наиболее интересные экономный и оптимальный. Тут каждый выбирает себе что больше понравится.
3D - просто ужасен, яркость режется сильно, полностью портя удовольствие от просмотра.

Светодиоды (LED, Light Emitted Diode) активно проникают в нашу жизнь. Потребляя сравнительно мало энергии и, обладая значительной долговечностью, шаг за шагом они вытесняют традиционные лампы накаливания в бытовых осветительных приборах, красноречиво заявляют о себе, как о прекрасной альтернативе люмисцентной подсветке в ЖК-дисплеях, и, наконец, готовы встать во главе революции в стане видеопроекторов. О LED-видеопроекторах, их особенностях и текущем положении дел на рынке, и пойдет речь в данном материале.

Недостатки традиционных проекторов

Современным видеопроекторам, при всех их положительных качествах, также характеры и следующими недостатками:
1) проекционная лампа обладает ограниченным ресурсом работы, высокой стоимостью и значительным энергопотреблением;
2) проекционная лампа сильно нагревается во время работы - каждый проектор нуждается в специальной системе охлаждения, которая не только потребляет дополнительную энергию, но и ощутимо шумит (из-за вращения вентилятора);
3) наличие проекционной лампы и системы охлаждения накладывает определенные ограничения на размеры и вес проектора.

Светодиоды спешат на помощь

Светодиоды «начинали карьеру» как бытовые осветительные приборы, потом нашли применение в автопроме, затем LED стали использоваться для подсветки ЖК-матриц в соответствующих видеопанелях и, наконец, добрались до видеопроекторов. Идея заменить традиционную проекционную лампу накаливания светодиодным аналогом, на первый взгляд, проста и очевидна. Однако, создателям первых светодиодных проекторов пришлось решить ряд принципиальных технических задач. Во-первых, выбрать наиболее адекватный светодиодной специфике способ формирования изображения. Использование LED совместно с LCD-матрицами (которыми оснащается большинство продаваемых в мире проекторов) оказалось бесперспективным. Ведь работа на LCD-матрицы на просвет, подразумевает значительное (до 60%) ослабление светового потока на пути от его источника к объективу. Поэтому наиболее подходят для симбиоза со светодиодами микрозеркальные DMD-чипы, применяющиеся в DLP-проекторами. Не случайно компания Texas Instrument (являющаяся основоположником DLP-технологии) одна из первых предложила использовать их матрицы совместно со светодиодной подсветкой.

Однако, в настоящее время существует концепция применения LED совместно с LCoS-матрицами (они также работают по принципу отражения света) - вполне возможно, что светодиоды обусловят «ренессанс» данной технологии.

Стоит подчеркнуть, что своим появлением LED-проекторы обязаны значительному прогрессу в технологии производства ярких светодиодов. Лидером в данной области, а также главным LED-поставщиком для проекционной индустрии в настоящее время является компания Lumileds. Сегодня ее специалисты интенсивно работают над созданием еще более совершенных светодиодов, характеристики которых (яркость, эффективность энергопотребления) с каждым новым поколением становятся все лучше.

Принцип действия LED-проектора

Итак, в светодиодном проекторе вместо «горячей» и энергетически прожорливой лампы накаливания используются светодиодные световые излучатели. Их либо три (красный, синий и зеленый), либо больше (помимо основных цветов, Lumileds предложила добавить голубой и желтый, с целью повысить световой поток и обогатить цветопередачу). А еще в LED-проекторах нет светового колеса (которое традиционно применяется в DLP-аппаратах). Вместо него за формирование каждого цветового слоя изображения отвечает специальная электрическая схема, которая с определенной (незаметной глазу) частотой переключает цветовые каналы подсветки. Благодаря инертности зрительного восприятия, на экране мы видим целостную картинку.

LED-проекторы: масса достоинств

1) Размеры и вес
Способ формирования изображения светодиоды+DLP позволяет расположить все электронные элементы максимально плотно друг к другу и создавать миниатюрные (с коробку для CD) и сверхминиатюрные (с мобильный телефон) проекторы.

2) Энергопотребление
Светодиоды потребляют в 10 раз меньше энергии (светодиодные - порядка 10 Вт, ламповые - порядка 100 Вт). А значит, светодиодные проекторы могут работать от аккумуляторных батарей.

3) Срок службы
Срок службы обычной проекционной лампы составляет в среднем 2–3 тысячи часов. У светодиодных решений этот показатель составляет порядка 20 тыс. часов без падения яркости. Наметилась тенденция к увеличению вышеупомянутого ресурса до 100 тыс. часов.

Упрощенно, проектор представляет собой коробку, в которой есть лампа и есть объектив. Но лампа+объектив - это, скорее, прожектор, чем проектор - надо, чтобы на пути света было что-то, формирующее изображение. Когда-то это была пленка:

Вспомните диапроекторы: пользователь вручную вставляет пленку между лампой и объективом, и мы, по сути, имеем тот же принцип образования изображения, что сегодня:

  • черный участок пленки пытается блокировать свет,
  • белые участки пленки прозрачны и пропускают свет,
  • полупрозрачные участки могут быть цветными, окрашивая изображение на экране.

У этой технологии налицо те же недостатки изображения, которые до сих пор в той или иной степени волнуют нас при выборе проектора.

  1. Пленка пытается блокировать черный цвет, но у нее это плохо получается - проблема с контрастностью и уровнем черного .
  2. Яркость ограничена лампой и способностью всей системы, включая пленку, переносить жару. Изображение тусклое.
  3. Изображение имеет нежелательный оттенок из-за особенностей пленки и лампы, ее «цветовой температуры».
  4. Если диафильм цветной, то цвета ненасыщенные и не всегда понятно, как именно они должны выглядеть по задумке автора - ограничения пленки.

Главное отличие современного мультимедийного проектора состоит в том, что вместо пленки используется некая матрица, которая постоянно обновляется, рисуя новую картинку минимум 60 раз в секунду.

Как образуется цветное изображение?

Тем не менее, матрица не имеет никакого отношения к образованию цвета. Матрица производит монохромное изображение. Светишь через нее белым - будет черно-белое, светишь красным - черно-красное.

Поскольку любой sRGB цвет можно получить смешением красного, зеленого и синего, то любое цветное изображение можно получить наложением друг на друга черно-красного, черно-зеленого и черно-синего.

Ниже - знаменитая цветная фотография, восстановленная американцами из трех черно-белых карточек Прокудина-Горского (снято до 1917 года):

Они говорят, что черно-белые карточки соответствуют красному, зеленому и синему компонентам изображения. Американцем надо доверяй-но-проверяй - проверяю в «Фотошопе», подставляя одну карточку на красный канал, другую на зеленый, третью на синий:

Правду говорят. Итак, если белый цвет будет прозрачным, и мы посветим через каждую фотографию фонариком правильного цвета, то, соевместив три изображения на экране, получим нашу цветную фотографию.

Этот принцип используют все проекторы: матрицы из потоков света красного, зеленого и синего цветов создает три изображения, которые накладываются друг на друга и дают нам цветное изображение на экране.

Иногда совмещается более трех, но трех достаточно.

Трехматричные и одноматричные проекторы

Пожалуй, в технологиях проекторов это - главное отличие. Существует два способа наложения упомянутых красного, зеленого, синего изображений друг на друга: одновременное наложение и последовательное наложение.

Одновременное наложение осуществляется у трехматричных проекторов: красный, зеленый и синий потоки проходят через отдельныю матрицы, а потом соединяются, и готовая цветная картинка идет на экран.

Трехматричный подход на примере 3LCD технолонии

На примере 3LCD технологии это выглядит так:

  1. Белый свет вышел из лампы.
  2. Пришел на фильтр, разделился на красный и голубой.
  3. Красный прошел через матрицу №1, получилось красное изображение.
  4. Голубой разделился на зеленый и синий.
  5. Зеленый пошел на матрицу №2, синий - на матрицу №3.
  6. Имеем три изображения, которые наложились друг на друга - получилось одно цветное.
  7. Цветное изображение ушло на экран.

При наложении «по очереди» проектору достаточно одной матрицы - на нее сперва подают красный, потом зеленый, потом синий, и проектор отрисовывает на экране сначала красное, потом зеленое, потом синее изображение.

Одноматричный подход на примере «1-DLP» технологии
Обратите внимание: DLP матрица… зеркальная (об этом позже)

Это происходит очень быстро и, подобно тому, как мы не видим отдельные спицы крутящегося велосипедного колеса, мы не видим отдельных цветных изображений на экране, а видим результат их соединения - готовое цветное изображение, хотя и сформированное не в проекторе, а «в голове зрителя».

В обоих случаях мы получаем цветное изображение. Теперь касательно плюсов и минусов одноматричного и трехматричного подходов.

  1. Стоимость. Три матрицы - дороже, чем 1 матрица. 1 матрица дешевле, чем 3.
  2. Эффективность. Трехматричный проектор в каждый момент времени работает с красным, зеленым и синим, а одноматричный - только с одним цветом (остальное выбрасывается). Трехматричный проектор имеет заметно больший КПД использования света лампы.
  3. Сведение матриц. Когда есть три матрицы, их сложно идеально подгонять друг к другу, а одноматричные проекторы не имеют такой проблемы - если оптика не подводит, то каждый пиксель на экране будет резким, четко обозначенным.
  4. Нежелательные визуальные эффекты (артефакты). Как бы часто ни сменялись цветные изображение на экране одноматричного проектора, будут возникать условия, когда глаз распознает, выделит эти отдельные цвета. Особенно часто это происходит на динамичных контрастных темных сценах, когда взгляж бегает по экрану. Таких ситуаций много, например, в «Темном Рыцаре». Глаз дернулся - за ярким объектом на долю секунды виден цветной шлейф. Это называется "эффект радуги " или «эффект разделения цветов».

Обратите внимание - формально это все не имеет никакого отношения к технологиям LCD или DLP. Тем не менее, так уж вышло, что самая массовая, самая бюджетная часть проекторов представлена одноматричными DLP и трехматричными LCD (3LCD) проекторами, которые наследуют все плюсы/минусы одноматричного и трехматричного подходов.

Отдельно стоит коснуться вопроса об эффективности , так как не сразу понятно, что следует из большей эффективности использования света лампы. Предположим вы берете лампу на 190 Вт и ставите ее в бюджетный проектор. Более эфффективный проектор сможет извлечь из этих 190 Вт больше яркости , либо столько же яркости при меньшей нагрузке на лампу, продлевая ее ресурс . Тут преимущество на стороне трехматричной технологии, поэтому у одноматричных проекторов существует традиция иметь яркий режим изображения, в котором максимальная яркость соответствует аналогичному трехматричному проектору, но только по белому цвету , а цвета при этом сильно тусклее, чем должны быть. Чаще всего это делается следующим образом: вместо создания цветного изображения из красного, зеленого, синего, добавляется еще и белый (прозрачный):


На изображениях - цветовое колесо одноматричного проектора с прозрачным сегментом

Другими словами, один из компонентов изображения - черно-белый, полученный не смешением цветов, а «тупо» пропусканием света лампы на экран в обход фильтров . Тем не менее, эти методы используются там, где важно сочетание цены и высокой яркости. К примеру, у офисных проекторов это годится для отображения документов, но проектору для домашнего кинотеатра высокая яркость не нужна - в таких проекторах используется цветовое колесо RGBRGB (шестисегментное):

Повторяя полный цикл цветов два раза за поворот, снижается также заметность «эффекта радуги».

LCD и DLP

Если рассматривать непосредственно матрицы, то LCD (ЖК) матрица больше всего напоминает вышеупомянутую пленку диапроектора, поскольку работает она "на просвет ", вставая на пути у светового потока. Задача каждого пикселя - блокировать свет, либо пропустить его дальше.

DLP матрица работает не на просвет, а по отражательному принципу . Каждый его пиксель представляет собой микроскопическое зеркало, которое, поворачиваясь, отражает свет на экран, либо, в отклоненном положении, сбрасывает его на светопоглотитель.

В целом, зеркала превосходно справляются с задачей отсекания ненужного света , поэтому DLP матрица («DMD» чип) способна дать заметно большую контрастность , чем LCD матрица (при прочих равных). Безусловно, контрастность зависит не только от матрицы, а с удорожанием оной получается достигать более высоких уровней контрастности (взять хотя бы такие LCD проекторы, как EH-TW9200/9300 - огромная контрастность!). Тем не менее, в сухом остатке мы говорим о преимуществе DLP проекторов по контрастности и уровню черного.

Путь света в DLP проекторе: лампа-цветовое колесо-зеркало-матрица-...

LCD технология встречается практически исключительно в трехматричной конфигурации (Epson 3LCD), подовляющее большинство DLP проекторов одноматричные, в дорогих сегментах (некоторые инсталляционные проекторы, элитные домашние и кинотеатральные проекторы) присутствует трехматричная DLP технология.

«Эффект москитной сетки»

Предположительно, еще одно преимущество технологии DLP - меньшее межпиксельное пространство .

Дело в том, что работающая на просвет LCD матрица требует подведения контуров к каждому пикселю, а эти контуры могут проходить только между пикселями - получается некое неиспользованное пространство между ними. Преимущество DLP матриц в том, что упомянутые контуры идут под зеркалами, хотя сама необходимость в смене положения зеркал также создает некий межпиксельный зазор. В итоге, 3LCD проекторы имеют тенденцию к чуть более заметному межпиксельному интервалу, чем DLP проекторы.

LCoS, в т.ч. D-ILA, SXRD, 3LCD Reflective

Правда, последние отрицают, что являются LCoS-ом...

По мере движения в более дорогие сегменты проекторов, появляется технология LCoS («жидкие присталлы на кремнии»). Многие производители именуют ее по-своему. Sony - «SXRD», JVC - «D-ILA», Epson - «Reflective 3LCD», или «Отражательная 3LCD». Что ж, последнее довольно точно отражает суть.

Эта технология - попытка сочетать преимущества LCD и DLP технологий. Расположенные на зеркальной поверхности жидкокристаллические матрицы дважды пропускают через себя свет, лучше отсекая черный (высокая контрастность), при этом они не имеют подвижных элементов, а управляющие контуры расположены под зеркалами, что позволяет добиться меньшего межпиксельного пространства, чем и у LCD, и у DLP.

Упомянутые технологии встречаются только в трехматричной конфигурации. Схема образования цветов похожа на 3LCD, с той лишь разницей, что LCoS матрицы отражают свет, а не пропускают через себя:

Источник света: лампы и безламповые проекторы

Сравнивая современный цифровой проектор с диапроектором, мы говорили о матрицах, пришедших на смену пленке, а теперь пора поговорить о лампе.

Классический источник света - ртутные лампы . В зависимости от типа лампы и уровня нагрузки, ресурс такой лампы составляет от 3000 до 5000 часов при максимальной яркости. Как считается ресурс? Насколько мне известно, до расчетного момента падения яркости лампы на 50%. Это и есть первый недостаток ламп - постепенное снижение яркости.

Лазеры и светодиоды - другое дело! Ресурс - 20000 или даже 30000 часов! Яркость тоже постепенно снижается, но более линейно и на протяжении такого срока.

А есть еще ксеноновые лампы - у них ресурс даже меньше, чем у ртутных, но есть свои преимущества.

Спектральное излучение ксеноновых и ртутных (mercury) ламп

В итоге существенный недостаток ртутных ламп в итоге в том, что испускаемый ими свет содержит слишком много зеленого. Это значит, что лишний зеленый цвет, несущий значительную часть световой энергии, нужно отсекать и выбрасывать, чтобы зеленый, красный и синий были в правильных пропорциях и при смешении давали правильный белый цвет (нейтральный, без оттенков). Однако, существует договоренность, что в самом ярком режиме проектора заметные потери по цветопередаче являются приемлемыми. Таким образом, в самом ярком режиме изображения картинка приобретает слегка зеленоватый оттенок.

К примеру, по моим наблюдениям наиболее выраженный зеленоватый оттенок в самом ярком режиме - у DLP проекторов с RGBRGB цветовым колесом, далее идут 3LCD проекторы, далее - DLP проекторы с прозрачным сегментом - каким-то образом у них получается добиться довольно нейтрального белого. Но проблема тут еще и в том, что при переходе из самого яркого режима в самый точный мы в любом случае улучшаем цветопередачу и отсекаем лишний зеленый с помощью матриц проектора, и тут внезапно обнаруживается, что, убрав лишний зеленый, мы получили существенное падение яркости, но при этом черный цвет не изменился, он одинаков у яркого и у точного режима! Яркость снизилась, черный остался, - значит контрастность снизилась во столько раз, во сколько снизилась яркость - до двух раз! Такие дела. Перешли в точный режим, предназначенный для темноты и потеряли контрастность… просто отлично!

В этом смысле ксеноновые лампы имеют более ровными характеристики, хотя используются они ну очень редко и на дорогих проекторах.

Еще одна странная проблема с ртутными лампами - почему-то они не позволяют большинству проекторов отобразить 100% правильный sRGB зеленый цвет - обязательно немного уходит в желтизну.

Ну и очевидно то, что лампы греются и требуют мощного активного охлаждения , что не только увеличивает размер проектора, но и увеличивает его шумность. Также, лампам требуется некоторое время для выхода на полную мощность и, в зависимости от проектора, может требоваться то или иное время, прежде чем отключать питание - лампу нужно охладить.

Со светодиодами (LED) ситуация иная: светодиоды могут быть предельно компактными и позволяют создавать исключительно миниатюрные проекторы, но по иронии у них проблема с яркостью как раз зеленого светодиода, поэтому яркость светодиодного проектора обычно довольно сильно ограничена. Существенное преимущество светодиодов - способность обладать очень узким спектром излучения, то есть, очень насыщенным, чистым цветом. В связи с этим из RGB (красный, зеленый, синий) светодиодов можно добиться более широкого охвата цветов, чем стандарт sRGB (используется в Blu-ray, HDTV, для Интернет и пр.).

Да, светодиоды и лазеры - это не лампы, которые пользователь может легко взять и заменить. Эти источники света сильно интегрируются в конструкцию проектора, в его «оптический движок». Давайте посмотрим, почему. Существует множество способов использования светодиодов и лазеров. Итак,

Полупроводниковые источники света в проекторе и их варианты:

1. Белые светодиоды. Это похоже на лампу - у нас есть белые светодиоды, их свечение разделяется на красный, зеленый и синий, как у ламп… В практике встречается редко.

2. RGB светодиоды. У нас изначально три цветных источника света - не нужно ничего разделять - компактность! К тому же можно добиться высокой насыщенности цветов. Часто используется в миниатюрных проекторах в сочетании с одноматричной DLP технологией.

Иллюстрация работы RGB LED проектора от NEC

3. Синий лазер + желтый люминофор. Популярно у дорогих домашних лазерных проекторов (JVC, Epson, Sony?). Синий лазер дает синий цвет, второй синий луч активирует желтый люминофор, а уже этот желтый цвет потом делится на красный и зеленый. Ниже - пример использования с LCoS технологиями:



Схема Epson LS10000


Схема примерно того же у JVC

А вот пример использования с одноматричной DLP технологией (BenQ):

4. Светодиодно-лазерные проекторы («гибридные проекторы»). Активно используется Casio. Итак, мы хотим RGB светодиодный проектор, но надо чем-то заменить неяркий зеленый светодиод. Ставим вместо зеленого светодиода синий лазер (зеленый лазер дорого), который активирует зеленый люминофор. Получаем яркость, близкую к ламповым проекторам (и, кстати, аналогичный зеленый оттенок в ярком режиме).

Схема гибридного проектора с сайта Casio.
Колесо с люминофором должно вращаться, чтобы пропускать синий,
либо производить зеленый цвет!

5. RGB лазерный проектор. Все на высшем уровне: превосходные цвета, высокая яркость, высокая цена, большой размер.


Иллюстрация устройства RGB-лазерного проектора от NEC
отмечено, что трубы - из оптоволокна

Среди качеств лазерных проекторов, используемых на практике - гибкое и плавное управление источником света с возможностью полного затемнения на темных сценах фильма, либо ограничения яркости проектора, ведущего к увеличению ресурса лазера. Если в проекторе используется массив лазеров, то даже по истечении их ресурса, лазеры будут выходить из строя по очереди , а не все сразу, что в худшем случае приведет к постепенному снижению яркости.

Тем не менее, говоря о лазерных и светодиодных проекторах, приходится констатировать, что 20000 и 30000 часов - это цифры, относящиеся к самому источнику света, а в конструкции могут иметься и другие элементы, которые могут обладать совершенно другим ресурсом. В итоге полезно смотреть на официальный срок гарантии производителя...

Что касается люминофоров, то они, очевидно, имеют свои характеристики, если говорить о цветопередаче. Как правило, на практике насыщенность цвета у люминофора значительно меньше, чем можно добиться от лазера/светодиода.

Можно ли получить широкий цветовой охват у лампового проектора?

В принципе, да. Для получения более широкого цветового охвата нужно с помощью цветофильтров отсечь лишние участки спектра. Собственно, если мы можем выделить из белого красный, то почему бы не выделить более чистый красный? Правда, потери света увеличатся, но кто их считает, когда речь идет о дорогих проекторах?

Прежде всего, что такое DLP? DLP – это Digital Light Processing, цифровая обработка света.

Технология цифровой обработки света основана на применении специальных микрозеркальных микросхем, по-английски – DMD, Digital Micromirror Device.

DLP-технология родилась в США благодаря перспективным разработкам оборонного агентства DARPA 1 .

DARPA – это очень интересная организация, пожалуй, не имеющая аналогов в мире. Это агентство Министерства обороны США, отвечающее за разработку новых технологий для использования в вооружённых силах. DARPA готово финансировать самые сумасшедшие разработки, понимая, что 90% из них «не выстрелит», но среди оставшихся 10% окажется «золотое яичко», которое позволит Пентагону совершить технологический прорыв.

Сейчас трудно сказать, какую задачу решало агентство DARPA, размещая в конце 1980-х гг. в фирме Texas Instruments крупный государственный заказ. То ли учёные надеялись создать систему точной фокусировки мощного лазерного пучка на боеголовке баллистической ракеты, то ли им была нужна надёжная технология для отображения показаний приборов на стекло кабины истребителя, как у советских самолётов, сейчас это уже неважно. А важно то, что в 1987 г. учёный-оптик Ларри Хорнбек, работавший в Texas Instruments, изобрёл первую в мире DMD микросхему.

Надо отдать должное топ-менеджерам компании: ознакомившись с изобретением, они немедленно запустили проект по исследованию коммерческой применимости DMD и через семь лет, в 1994 г., был продемонстрирован прототип DLP-проектора. Технология быстро получила признание специалистов как перспективная, хотя поколебать позиции ЖК проекторов в те годы было нелегко.

С этого времени и начинается победное шествие DLP проекторов, уверенно оттеснивших все другие технологии и, по некоторым оценкам, ныне занимающим до 70% рынка профессиональных проекторов.

Более того, компания Texas Instruments выкупила и по сей день поддерживает исключительный патент на DMD микросхемы, поэтому все без исключения DLP проекторы в мире и все проекционные DLP видеокубы используют их микросхемы.

Как это работает?

В основе DLP проектора лежит матрица из DMD микросхем.

Рассмотрим её конструкцию более подробно.

Рис. 1 DMD микросхема

DMD-микросхема - это кремниевый кристалл КМОП-памяти, на котором сформирована матрица, состоящая из квадратных алюминиевых микрозеркал (рис. 1), способных поворачиваться на определённый угол в одну или другую сторону. То есть микрозеркало будет либо отражать падающий свет, либо направлять его в специальный поглотитель. Соответственно, на экране возникнет светлая или тёмная точка.

Поскольку угол поворота зеркала определяется геометрическими параметрами структуры, а она формируется с помощью точной кремниевой фотолитографии, все элементы DMD-матрицы оказываются практически идентичными. Первоначально размер зеркала был 16x16 мкм, а угол его поворота 10°, в сегодняшних матрицах размер зеркал зависит от их разрешения, а угол отклонения достиг 12°. Квадратик в центре зеркала от «ножки» в микросхемах последних поколений отсутствует.

Каждое микрозеркало крепится на т.н. торсионном подвесе, благодаря чему DLP-матрица может надёжно работать много лет. Торсионный подвес образуют ленты особой формы из сверхпрочного материала (на рисунке – подвижные пластины). По оценкам компании Texas Instruments, время наработки DMD-микросхемы на отказ в трёхматричном проекторе достигает 76 тыс. ч. Для управления поворотами микрозеркал используется явление электростатического притяжения между адресным электродом и зеркалом.

Информация о состоянии каждого пикселя картинки записывается в соответствующую ему ячейку памяти – обычный триггер. Его противофазные выходы подключены к адресным электродам микроструктуры, а потому содержимое ячейки памяти влияет на положение зеркала.

Работа DMD-матрицы предусматривает шесть различных состояний. В состоянии готовности памяти все триггеры матрицы загружены нужной информацией (загрузка осуществляется последовательно, по строкам). В состоянии сброса все микрозеркала притягиваются к адресным электродам импульсом повышенного напряжения, подаваемым на шину смещения, т. е. на сами зеркала. Состояние освобождения достигается, когда все зеркала освобождаются, выстраиваясь в нейтральном положении, т. е. в одной плоскости. Состояние дифференциации предусматривает подачу на шину смещения промежуточного (между логическим нулём и единицей) напряжения, при котором электростатические поля между адресными электродами и зеркалом подталкивают освобождённое зеркало в нужную сторону, определяемую содержимым ячейки памяти. В состоянии приземления на шину смещения подаётся такое напряжение, при котором зеркала ускоренно притягиваются к адресным электродам, поворачиваясь на максимальный угол. В процессе загрузки памяти зеркала остаются неподвижными в одном из двух наклонных положений, а содержимое ячеек памяти обновляется по строкам.

В процессе работы DMD-матрица попеременно проходит шесть фаз: сброс, освобождение, дифференциация, приземление, загрузка памяти, готовность памяти. Фаза сброса помогает преодолеть силы прилипания. Оказывается, что при малых размерах механической структуры они настолько велики, что одной упругости ленточного подвеса для высвобождения зеркала не достаточно.

Управление зеркалами на DMD-матрице достигается изменением напряжения на шине смещения, которое формируется специальными электронными схемами, размещёнными вне DMD-кристалла. Все зеркала в структуре поворачиваются синхронно, что благоприятно сказывается на динамических свойствах матрицы, т. е. она хорошо передаёт движение.

В ранних образцах DMD-матриц случались залипания микрозеркал, но сейчас эта «детская болезнь» преодолена.

Готовый кристалл помещают в металлокерамический корпус с кварцевым стеклом на месте верхней крышки. Контактные площадки по периметру кристалла соединяют с выводами корпуса тонкими золотыми проводниками. С обратной стороны корпуса в центре располагается прямоугольное металлизированное поле для отвода тепла от DMD-матрицы, а по периметру размещены позолоченные контактные площадки наподобие тех, что можно видеть на процессорах Intel для гнезда LGA 775.


Рис. 2. DMD микросхема

В процессе совершенствования DLP-технологии компания Texas Instruments сменила несколько поколений DMD-матриц, постоянно улучшая их характеристики.

Как устроен DLP проектор

Устройства проецирования изображений известны очень давно – это и слайд-проекторы, эпидиаскопы и другие тому подобные устройства. Главной их особенностью являлось обязательное наличие физического объекта проецирования – слайда, диапозитива, рисунка на плёнке и т.п.


Рис. 3. Принцип действия мультимедийного проектора

Современному мультимедийному проектору физический объект для проецирования не требуется – для этого он использует электронный сигнал. Поэтому проблема создания качественных статических и динамических изображений в значительной степени потеряла актуальность. Сейчас любой человек, овладевший тем или иным компьютерным пакетом, может создавать весьма сложные и красивые рисунки и анимации.

Как же устроен современный DLP проектор?

Он обязательно имеет набор следующих основных и вспомогательных устройств (систем).

Источник света. Для мощных проекторов обычно используют одну или несколько специальных ртутных или ксеноновых ламп (ламп сверхвысокого давления или маталлогалоидных).

Металлогалоидные лампы получили название из-за добавок солей йода и брома. Полезный световой поток таких ламп примерно в два раза больше, чем у обычных и достигает 3 ANSI лм/Вт. Цветопередача у металлогалоидной лампы значительно лучше, чем у галогенной, благодаря непрерывному, а не линейчатому, спектру излучения. Свет этих ламп белый и больше похож на дневной, тогда как у галогенных он жёлтый.

Срок службы ламп определяется временем, по истечении которого световой поток уменьшается вдвое. Средний ресурс ламп составляет от 1000 до 2000 часов.

Лампы сверхвысокого давления – развитие компанией PHILIPS идеи металлогалоидных источников света. Эти лампы стоят дороже. Давление в их колбе превышает 100 атмосфер. Светотехническая эффективность составляет 5 ANSI лм/Вт, а ресурс 4000 часов. Лампы сверхвысокого давления применяют в своих моделях фирмы SONY, SANYO и другие производители проекторов. У этого вида ламп к концу срока службы световой поток снижается лишь на 25%.

До настоящего времени подавляющее большинство ламп для проекторов производится всего тремя компаниями – Philips, Osram и Ushio.

В последние годы в ЖК проекторах стали использовать сверхъяркие светодиоды, цвет свечения которых может меняться в зависимости от напряжения питания.

Для мощных кинотеатральных DLP проекторов часто используют блок ламп, содержащий 2-4 излучателя. Это позволяет, во-первых, не прерывать трансляцию в случае отказа одной лампы и, во-вторых, увеличить срок службы ламп за счёт их поочерёдного использования или использования в т.н. «эко-режиме» при пониженном напряжении питания.

Ртутные и ксеноновые лампы имеют невысокие КПД, и поэтому выделяют много тепла, которое приходится отводить. До недавних пор единственным возможным вариантом теплообменника была система принудительного воздушного охлаждения, однако в последнее время фирмы всё чаще обращаются к системам жидкостного охлаждения. Причинами этого является то, что, во-первых, система жидкостного охлаждения гораздо эффективнее воздушного, поскольку выше удельная теплоёмкость носителя, а, во-вторых, снижается шум проектора. Получить шум системы воздушного охлаждения в 30 дБ не так-то просто, а в тихом помещении он будет ощутимо заметен.

Для оптической системы источник света является точкой. Чтобы собрать его и направить на матрицу используют систему линз, называемую конденсором. Конструкция конденсора тем сложнее, чем больше его апертура. При числовой апертуре до 0,1 применяют одиночные линзы, при 0,2-0,3 - двухлинзовые системы, свыше 0,3 - трёхлинзовые. Наиболее распространены конденсоры из двух плоско-выпуклых линз, обращённых сферическими поверхностями друг к другу. Эта схема позволяет уменьшить сферические аберрации.

Свет от источника, собранный конденсором, поступает на самую главную часть проектора, устройство, управляющее световым потоком. Оно может быть просветным или отражающим. В DLP проекторе используется отражающая матрица.

Отразившись от матрицы DMD микросхем, световой поток через объектив проецируется на экран.

К другим устройством проектора, не упомянутым ранее, относят блок электроники с процессором, блок управления, блок коррекции трапецеидальных искажений и блок питания.

Основные характеристики DLP проекторов

Основными характеристиками мультимедийных, и, в том числе, DLP проекторов обычно считаются:

  • разрешающая способность (разрешение),
  • световой поток (яркость),

Дополнительными характеристиками, влияющими на выбор проектора, являются:

  • контрастность,
  • равномерность освещения,
  • наличие ZOOM-объектива,
  • количество и типы входных и выходных разъёмов.

Кроме того, необходимо учитывать возможность обслуживания приобретённого аппарата (сервис).

Разрешающая способность

Этот параметр характеризует дробность видео картинки, создаваемой проектором, и определяется разрешением, т.е. физическим числом пикселей матрицы проектора.

Для формата изображения 4:3 наиболее распространёнными являются следующие форматы: VGA (640х480), SVGA (800х600), XGA (1024х780), SXGA (1280х1024), SXGA+ (1400х1050), UXGA (1600x1200), QXGA (2048x1536).

Для формата изображения 16:9, 16:10, 15:9 или близкого к ним: W XGA (1280х768 либо 1280х780), HD720 (1280х720), W VGA (864х480), W SVGA (1024х576), Full HD (1920x1080), WUXGA (1920x1200), HD 4K (4096x2400).

В каждой паре чисел первое показывает число пикселей по горизонтали, а второе – по вертикали изображения.

Надо отметить, что проекторы с разрешением VGA уже не выпускаются, и в список включены для полноты картины. Существуют и другие, менее распространённые разрешения.

Чем выше разрешение, тем меньше размеры элементов изображения и тем более качественным, фотореалистичным оно смотрится на экране. Однако, с увеличением разрешения стоимость проекторов быстро растёт. С другой стороны, относительная стоимость проекторов от поколения к поколению быстро падает, поэтому какие либо конкретные рекомендации давать сложно. Однако ясно, что если проектор планируется для домашнего кинотеатра, его разрешение должно быть Full HD. С другой стороны, разрешение 4К для этой цели является явно избыточным хотя бы потому, что на год написания этой брошюры (2014) не существовало серийных источников контента с таким разрешением. Это проекторы, рассчитанные на большие панели, и предназначены для работы от специальных мультимедийных плееров.

Напомним, что процессор проектора способен выполнять как повышающую, так и понижающую конверсию входного сигнала. Здесь стоить обратить внимание на одну тонкость. Дело в том, что не все проекторы обладают мощными и совершенными процессорами, особенно из бюджетной части модельного ряда. Поэтому иногда очень хорошие результаты может дать приобретение внешнего скейлера, чей мощный, специализированный процессор справится с задачей конверсии гораздо лучше.

Примером такого прибора является цифровой масштабатор-коммутатор VP-740 израильской фирмы Kramer Electronics (рис. 4).


Рис.4 Цифровой масштабатор-коммутатор Kramer Electronics VP-740

Световой поток

Световой поток – это величина, характеризующая количество световой мощности в потоке излучения. Световой поток – величина субъективная в том смысле, что оценивается в соответствии с относительной спектральной чувствительностью среднего человеческого глаза.

Световой поток мультимедийных проекторов измеряют в ANSI 2 люменах Этот параметр был введён в 1982 г. в качестве единицы, характеризующей среднюю величину светового потока проектора по девяти равномерно распределённым по площади экрана зонам.

Световой поток проекторов может находиться в диапазоне до 10 тыс. ANSI лм, но для домашнего кинотеатра или небольшого офиса вполне достаточно будет и 3 тыс. ANSI лм, а если в проекторе в качестве источника света используется светодиод, то световой поток составит всего несколько сотен и даже десятков ANSI лм.

На практике проекторы используют в условиях подтемнения или обычного освещения.

«Подтемнение» означает, что засветка экрана от посторонних источников не должна превышать 20 люкс. То есть окна вблизи экрана должны быть занавешены, яркий свет вблизи экрана отключён, но в помещении достаточно светло для чтения документов, иначе работать будет просто некомфортно.

Термин «обычное освещение» означает, что помещение перед включением проектора не затемняется, однако всё-таки нужно избегать попадания на экран прямого солнечного света яркое потолочное освещение перед экраном лучше выключить.

Чем больше яркость проектора, тем лучше картинка. Краски более контрастны, больше возможностей для регулировок параметров изображения.

Приведённая ниже эмпирическая формула позволяет сделать приблизительную оценку требуемой мощности светового потока проектора:

Ф = S x к

Где: Ф – световой поток в ANSI лм;
S – площадь экрана в кв. м;
к – коэффициент, на величину которого влияет уровень освещённости помещения.

Значение к для незатемнённых помещений составляет 500-800, а для затемнённых – 200-350.

Контрастность проектора

Контрастность может быть представлена в спецификации проектора одним из двух способов. Если указана просто Контрастность, то этот параметр обычно измерен на основе метода On/Off, то есть измерение отношений «самого белого» и «самого чёрного» элементов изображения, которые способен воспроизводить данный проектор. Если же указана ANSI Контрастность, то соотношение было определено при отображении на экране шахматного поля (белых и черных квадратов) и измерения и сравнения относительной яркости каждого из них. Вариант On/Off даёт более высокие значения, тогда как вариант ANSI – несколько более точные.

Некоторые проекторы имеют т.н. динамическую или ирисовую диафрагму, установленную между источником света и объективом. Проектор несколько раз в секунду оценивает общую яркость изображения и по результатам измерений регулирует световой поток за счёт приоткрывания или закрывания отверстия динамической диафрагмы.

Динамическая диафрагма увеличивает On/Off контрастность. Темные области будут представляться темнее, а яркие будут выглядеть ярче. Динамическая диафрагма не влияет на показатель ANSI контрастность.

Вес проектора

DLP проекторы обычно тяжелее своих жидкокристаллических собратьев и могут весить несколько десятков кг. Например, вес проектора Barco HDX-W12 составляет 50 кг.

Характеристики объектива

Современные мультимедийные проекторы обычно комплектуются варио объективами, обладающими изменяемым фокусным расстоянием: объективы с трансфокаторами, или ZOOM-объективы. Благодаря наличию ZOOM-объектива заметно упрощается подготовка к видео показам, поскольку, не передвигая проектор, можно менять размер изображения.

Самые совершенные модели оснащены объективами с электроприводами. Это очень удобно при потолочном креплении проектора, однако повышает стоимость проектора.

Анализ конструкции DLP проектора показывает его достоинства и недостатки.

К достоинствам можно отнести возможность работы с очень большими световыми потоками. Конечно, и возможности микрозеркал не беспредельны, но всё-таки они гораздо больше, чем у ЖК, поэтому мощные кинотеатральные проекторы выполнены по технологии DLP. Исключений нет.

Другим существенным достоинством является меньшая пикселизация изображения по сравнению с ЖК.


Рис. 5. Сравнение пикселизации изображения у ЖК и DLP проекторов

Наконец, у DLP проекторов отсутствует проблема чёрного цвета, поскольку у них чёрный цвет – это просто отсутствие цвета.

Есть и недостатки, и они весьма серьёзны.

Прежде всего, это неприятный эффект радуги у одноматричных проекторов. «Лечится» переходом на трёхматричную схему, что, естественно, влечёт за собой ухудшение массогабаритных характеристик и рост цены.

Во-вторых, и это тоже характерно для одноматричных проекторов, существенны проблемы с цветопередачей, особенно жёлтых и голубых тонов.

В-третьих, для управления огромным количеством микрозеркальных микросхем требуется мощный и весьма дорогой микропроцессор.

Управление яркостью изображения в DLP проекторах

До сих пор мы говорили об основных принципах формирования изображения в DLP проекторах, но не рассматривали принципы управления яркостью и формирования цветной картинки. Сначала поговорим об управлении яркостью.

Поскольку источник света равномерно освещает всю матрицу DMD микросхем, управление яркостью каждого пикселя, очевидно, должно осуществляться на уровне отдельной микросхемы. Это реализовано за счёт управления временем, которое микрозеркало отражает свет от источника. Короткие импульсы света интегрируются в мозгу зрителя и создают ощущение более или менее яркого пикселя (рис. 6). Такой способ управления в радиотехнике называется широтно-импульсной модуляцией (ШИМ).

Чем больше длительность жёлтых импульсов на осциллограмме, тем меньше скважность сигнала и тем больше величина напряжения Uвых (на рисунке зелёного), соответствующего яркости пикселя.

Скважностью S в радиотехнике принято называть отношение:

S = T/τ

Где: S – скважность;
Т – период повторения;
τ – длительность импульса.


Рис. 6. К пояснению принципа ШИМ

На практике это выглядит следующим образом:


Рис. 7. К пояснению принципа ШИМ

На фото 7 отчётливо видно, что левое изображение пересветлено.

Как получается цвет в DLP проекторах

Первые DLP проекторы имели одну матрицу DMD микросхем, поэтому для получения цветного изображения приходилось использовать схему (рис. 8) с цветовым колесом (рис. 9). Колесо состояло из нескольких цветовых сегментных фильтров и вращалось с большой скоростью (до 10 тыс. об/мин). Такое техническое решение обеспечивало приемлемую цветопередачу, однако создавало много проблем. Во-первых, возникал т.н. эффект радуги, в результате которого изображение на экране «разваливалось» (рис. 10). Правда, наблюдали этот эффект не все люди. В «железе» одноматричный DLP проектор выглядит, как показано на рис. 11.

Вторая проблема заключалась в том, что не все цвета воспроизводились одинаково хорошо, особенно большие проблемы возникали с голубыми и жёлтыми оттенками. Производители по-разному боролись с этой проблемой, например, увеличивая количество цветных секторов в колесе, меняя их ширину и алгоритм работы процессора. Всё это позволяло, как правило, улучшить воспроизведение одних цветов за счёт других. Кроме того, увеличение сегментов цветового колеса влекло за собой увеличение количества границ между сегментами, т.н. «спиц». При большой скорости вращения колеса спицы загораживали источник от объектива заметное время, и изображение получалось тусклым.

Некоторые производители предоставляли пользователям возможность выбрать тип цветового колеса в зависимости от изображений, которые должен был воспроизводить проектор.


Рис. 8. Оптическая схема одноматричного DLP проектора с цветовым колесом


Рис. 9. Цветовое колесо


Рис. 10. Эффект радуги у одноматричного DLP проектора


Рис. 11. Одноматричный DLP проектор со снятым кожухом

Но всё это были полумеры, не решавшие органичные проблемы одноматричных DLP проекторов. И только переход к трёхматричной оптической схеме (рис. 12) позволил преодолеть эти проблемы. Как видно, эта оптическая схема не требует цветового колеса, а вместе с ним исчезают и все органические недостатки одноматричной схемы проекторов. Вместе с тем, за качество изображения приходится платить высокой сложностью оптического блока (рис. 13) и высокой ценой проектора.


Рис. 12. Трёхматричная оптическая схема DLP проектора


Рис. 13. Оптический блок трёхматричного DLP проектора

Для примера рассмотрим DLP проектор HDX-W14 компании Barco, построенный на трёх 0,96 дюймовых DMD матрицах (рис. 14).


Рис. 14. Проектор HDX-W14 компании Barco

Проектор обладает следующими основными техническими характеристиками:

  • Разрешение 1920 x 1200 (WUXGA);
  • Светоотдача 13000 ANSI-люмен;
  • Контрастность 1850:1 (стандартный режим) и 2400:1 (режим высокой контрастности).

Сдвиг оптической линзы:

  • По вертикали: от -10% до +110%;
  • По горизонтали: от -30% до +30% на трансфокаторе (с памятью).
  • Ксеноновая лампа мощностью 2,5 кВт;
  • Срок эксплуатации лампы 1750 часов;
  • Ориентация: Стол - потолок - сторона (книжная) - вертикальная;
  • Входы DVI-I (HDCP, включая аналоговый сигнал RGB YUV), SDI/HDSDI/двойной HDSDI/3G/BarcoLink;
  • Контроль – проводной XLR, ИК, RS-232, вход/выход DMX512, встроенный веб-обозреватель, Projection Toolset;
  • Дополнительное управление по Wi-Fi и GSM/мобильному телефону;
  • Соединение сети 10/100 Мбит/с Ethernet (на RJ45), Wi-Fi;
  • Энергопотребление 2600 Вт;
  • Уровень шума (при 25 °C) 50 дБ(A);
  • Габариты (WxLxH) 475 x 725 x 382 мм;
  • Вес 50 кг.

Поскольку компания Barco de facto является одним из лидеров рынка профессиональных DLP проекторов большой мощности, а серия проекторов HDX удостоена награды InAVation за самый инновационный коммерческий проектор, то на эти характеристики следует ориентироваться интеграторам при выборе проектора для решения своих задач.

1 DARPA –Defense Advanced Research Projects Agency (англ) – Агентство передовых оборонных исследовательских проектов.
2 ANSI (American National Standards Institute, англ.) – Американский национальный институт стандартов.